Краткое содержание Архипелаг ГУЛАГ Солженицына

Солженицын

В произведении И. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” рассказывается об истории появления лагерей в Советском Союзе, невыносимых условиях жизни репрессированных.

В начале произведения рассказывается о традиционных ночных арестах. Органы власти не имели правовых оснований для арестов. Им необходимы были контрольные цифры для выполнения плана. Системе легче было управлять людьми, которые постоянно жили в страхе.

Священника Ираклия прихожане прятали в течение восьми лет. Когда его удалось арестовать, священнику на душе стало легче. Жить в постоянном страхе из-за ожидаемого ареста было невыносимо.

Многих арестовывали ещё в год революции, когда начали преследовать кадетов. Ленин призывал избавиться от “вредных насекомых”. Позже стали расстреливать или сажать в тюрьмы интеллигенцию, священников, социал-демократов, эсеров.

Во время следствия использовались жестокие пытки. Ставилась главная задача – раздавить волю личности, заставить подписать необходимые протоколы. Личность с сильным духом могла только выдержать такое испытание.

Чистки происходили также в органах власти. Одна их жертв существующего строя стал Ежов. Многих обвиняли в предательстве и шпионаже.

В 1918 году началась эпоха массовых арестов. Расстреливали более тысячи людей в месяц. Решение об отмене расстрела касалось только обвиняемых в преступлении: воровстве, убийстве. Полмиллиона политически ненадёжных расстреляли в 1939-1940 годах. К 1932 году уничтожили пятнадцать миллионов крестьян, шесть миллионов умерло от голода. Сталин отменил казнь после победы над фашизмом, заменил её на двадцать пять лет лагерей.

С самого начала системе необходима была место для заключённых, которая не имела бы связи с внешним миром. В 1923 году перевезли первых заключённых на Соловки. Архипелаг ГУЛАГ, система лагерей, расширялась с каждым годом в советской стране.

Политических перевозили вместе с преступниками специально для контроля. Между блатными и политическими часто возникали конфликты в лагерях. Во время перевозки арестантам не давали воды, кормили селёдкой.

Многие эшелоны приходили с трупами арестантов, которые не выдерживали нечеловеческих условий. В переселённых пунктах стояли бараки с земляным полом зимой.

В лагере многие не могли выжить. Редко происходили удачные побеги. Некоторым арестантам удалось бежать в Англию, где по их рассказам была опубликована книга о жизни в советских лагерях особого назначения. После выхода книги за границей с проверкой приехал в лагерь советский писатель  М. Горький в 1929 году. Он не нашёл тех ужасов, описанных в английской книге. В то время многих несовершеннолетних также отправляли в лагеря. В детской колонии четырнадцатилетний мальчик рассказал советскому писателю правду об условиях содержания заключённых. После отъезда писателя этого мальчика расстреляли.

Одна из идей создания Архипелага ГУЛАГ была связана с принудительной бесплатной работой. Заключённых отправляли на лесоповал, строительство дорог. Их рассматривали как активных участников социалистического строительства.

Беломорканал построен на костях арестантов. Многие не выдерживали двадцатичасового каторжного рабочего дня. В конце дня оставались замёрзшие трупы.

Лесоповал заключённые называли сухим расстрелом, так как работали на морозе по тринадцать часов. На медных рудниках лёгкие не выдерживали более четырёх месяцев. Везло тем, кто становился поварами, кладовщиками, фельдшерами в лагере. Их не отправляли на общие работы. За убийство провинившегося арестанта в лагере давали охраннику отпуск на месяц.

Арестантов окликали по номерам, которые были нашиты на одежду. Женщинам в лагере было труднее. Красота женщины в лагере была для неё проклятием. Если в неволе появлялся ребёнок, то кормящую мать содержали в отдельном лагерном пункте. Позже мать отправляли по этапу, а ребёнка забирали в детский дом.

Автор рассказывает о своём аресте за антисоветскую агитацию. Полсрока он отбыл в “шарашке”, где содержали интеллигенцию, учёных. Он назвался ядерным физиком, благодаря этому выжил. Автор рассказывает, что переходит в лагерь из-за того, что не захотел прислуживать начальству в “шарашке”. В честь победы над фашизмом он надеется получить освобождение в 1945 году. Вместо освобождения получает ещё срок на восемь лет. Автор пишет поэму в лагере. Он не может хранить написанное, поэтому заучивает свою поэму отрывками и сжигает бумагу.

Позже автора отправляют под конвоем в Казахстан, там он преподаёт математику в школе. Он учит только детей ссыльных. Автор получает освобождение, и во время Хрущёвской оттепели ему удаётся опубликовать свою книгу о жизни в советских лагерях. Автор понимает, что при смене правителей в советской системе всё остаётся по-прежнему. Не было бы железного занавеса и страха, вся система бы развалилась.

Произведение учит бороться за справедливость, не сгибаться перед трудностями судьбы, преодолевать трудности и сохранять человеческое лицо в любой ситуации.

Сказать спасибо
( Пока оценок нет )
Переслать в:
Кapoткi змecт твораў | Краткое содержание произведений
Добавить комментарий