По мнению философа и политолога Фукуямы в конце XX века тоталитарные и авторитарные режимы полностью дискредитировали себя. Большинство стран и народов всецело поддерживает принципы либеральной демократии, высокую степень личной свободы граждан и полный суверенитет страны в целом. Не только в политическом, но и в экономическом плане принципы капитализма оказались более жизнеспособными, чем социалистическое и авторитарное планирование. Демократия признается многими народами как самое совершенное государственное устройство, высшая точка развития истории человечества. С переходом человечества к либерально-демократической форме управления государствами, исчезнут глобальные конфликты, мировые войны и кровавые революции.
Стремление к свободе и стремление к славе – две главных силы, заставляющие людей двигать историю вперед.
Тем не менее, либеральная демократия, как государственный строй, не является совершенством и содержит в себе несколько противоречивых качеств. Это, в частности, различие между свободой и равенством, поскольку существует огромное имущественное неравенство между членами общества, есть богатые и бедные. Развал религиозных устоев, играющих пока еще весомую роль в жизни общества, также не является положительным качеством. И, наконец, такое общество нивелирует всякое стремление человека к совершенствованию, т.е. к прогрессу. Это последнее противоречие, по мнению Фукуямы, является самым весомым недостатком либеральной демократии, как государственного устройства.
Человек в таком обществе становится, как назвал его Ницше, «последним человеком», не интересующимся ничем, кроме удобства своего существования, и не имеющим никаких иных целей, кроме вкусной еды и развлечений. Но человек, по своей природе, не может быть аморфным существом, в нем всегда дремлет дух борьбы и соперничества. И когда в стране всеобщего равенства не с кем будет бороться, человек начнет бороться с самим этим строем. Таким образом, совершенный с точки зрения свободы и равенства, либерально-демократический государственный строй в конце концов разрушит сам себя.
Книга Фукуямы вызвала много споров. В частности, его упрекают в том, что он совершенно не учитывает в своих рассуждениях таких масштабных человеческих образований, как исламские государства, которые являются полной противоположностью либерально-демократическому строю стран Европы. Он сам активно включился в обсуждение, и на протяжение многих лет отстаивал свои принципы, изложенные в книге. Но, в конце концов, он пересмотрел некоторые свои утверждения и согласился с конструктивной критикой его сочинения.