Руслан все ночь не может уснуть от громкого воя и постоянного скрежета. Ветер шатает фонари. Но ближе к утру стало немного спокойнее. Пёс всю ночь нес сторожевую службу. Пришедший хозяин вывел пса на службу. В открытую дверь проник поток белого слепящего света. За прошедшую ночь выпал снег. Но не только от этого встревожился Руслан. Вокруг почему-то очень тихо. Пес увидел раскрытые створки ворот. Вышка часового была разорена, фонари валялись в снегу. Руслан сразу понял, что в бараках было пусто. Очень захотелось собаке догнать сбежавших заключенных, но не почувствовал на снегу снега. Все изменилось. Вместо заключенных появились другие свободные люди. Хозяин прогнал Руслана.
Но Пес привык верно служить. Он вместе с другими собаками собирался на станционной платформе и облаивал проходившие поезда. Выученные животные ждали заключенных, но их не все привозили. Собак на платформе становилось все меньше. Но Руслан каждое утро приходил на платформу, а затем бежал в лагерь. Не соглашаясь служить другим хозяевам, он остался без пропитания. Ел Руслан только полевых мышей и снег.
Однажды, поселке пес почуял запах хозяина. Встретились они в буфете. Хозяин разговаривал с бывшим заключенным. Увидев Руслана, хозяин даже обрадовался встрече и протянул собаке кусок хлеба. Но Руслан был выученный пес и не взял подачку. Озлобленный хозяин намазал горчицу на хлеб и, разжав пасть, всунул еду. Обожгло все внутри у собаки не только от острой горчицы, но и от предательства хозяина. Руслан стал служить собеседнику хозяина. Таким образом, пес вернулся к своей бывшей службе, сопровождая бывшего заключенного.
По-прежнему, корм уже от нового хозяина пес не брал. Питался, как и раньше, в лесу. Ежедневно Руслан бегал на станцию. В лагерь пес давно не бегал. Но воспоминания о лагере были очень сильны у него. Были хорошие воспоминания – о службе. Но и печальные тоже были. Вспоминал Руслан о бунте собак на зоне. Стояли сильнейшие морозы. В такие дни заключенные не работали. Но начальство лагеря что-то узнало от лагерного стукача. Все ринулись к одному из бараков и стали требовать всех выйти на работу. Неподчиненных заключенных стали поливать из шланга водой на морозе. Руслан был в ярости на кишку шланга, из которого хлыстала вода, и готов был броситься на нее. Один из псов опередил Руслана, но тут же был расстрелян охранником. Другие лагерные собаки стали рвать шланг своими зубами. Начальство лагеря было бессильно их остановить.
Как-то Руслан решил побывать в своем лагере. Но был крайне удивлен, увидев там новые корпуса без ограждения колючей проволокой. К территории бывшего лагеря от станции шли колонны людей. Руслан сразу вспомнил о своей службе. Но все было непривычно – не было конвоиров и шли люди весело и бодро. Это очень удивляло пса. Со всех переулков стали выбегать лагерные псы и сопровождать колонну. Случилось непоправимое. Кто-то из идущих покинул строй. Многолетний рефлекс лагерных псов сработал на это, как на побег. Началась схватка между собаками и людьми. Но она оказалась чрезвычайно тяжелой. Люди не подчинялись собакам. Выбрав жертву, Руслан сделал попытку прыжка в горло человека, но был сокрушен тяжелейшим ударом по спине. Пес из последних сил сумел увернуться от занесенной над ним штыком лопаты. Люди ушли, бессильный пес умирал. Он всегда честно служил людям и людьми был же наказан. Жизнь потеряла для него смысл.