Курьезный случай произошел в одном из учреждений, ютившемся в доме старинной постройки, отапливаемом печами. Работу всех шести печей контролировал специальный человек – истопник, который в течение дня переходил со своей кочергой от печки к печке.
Но однажды вышло так, что, спускаясь по лестнице, истопник случайно обжег своей кочергой стремительно мчавшуюся навстречу молоденькую служащую, пытавшуюся немного отстранить его и наткнувшуюся на кочергу. Директор отчитал истопника за то, что тот своей кочергой причиняет вред здоровью сотрудников. Однако истопник заметил, что вся беда в том, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он вынужден передвигаться по зданию.
Директор, не признававший волокиты, тут же принялся диктовать машинистке заявление на склад. Но дойдя до места, где нужно было указать, сколько именно инструментов должен выделить склад в пользование учреждению, директор прервался и задумался, как правильно согласовать числительное со множественным числом существительного. Машинистка лишь пожала плечами. Обратились за помощью к секретарю и еще двум служащим, но у всех данный вопрос вызвал затруднение. Слово пытались склонять, но верный ответ никак не приходил в голову.
Секретарь предложил написать два запроса – один на две кочерги, второй на три, и таким образом избежать каверзного словосочетания с числительным пять. Но директор отклонил идею, потому как волновался, что его могут впоследствии упрекнуть за канцелярщину. Секретарь собирался уже звонить в Академию наук, чтобы уточнить, как же правильно написать запрос на склад, но директор снова забеспокоился, что его посчитают неграмотным и недостойным своего места.
Было решено позвать истопника и наводящими вопросами вытянуть из него нужное словосочетание, поскольку с кочергой он имеет дело ежедневно и наверняка ему известно, как правильно это слово склонять. Однако истопник явился насупленный, так как думал, что его снова будут упрекать, он замкнулся в себе и отвечал очень кратко. Когда же он все-таки произнес то, чего от него ожидали, все услышали нелепое «пять кочерыжек».
Всех выручил служащий юридического отдела, который славился очень ловким составлением писем, в которых умело избегал все затруднительные моменты. Вскоре запрос был составлен, и его почти отправили, но вмешалась машинистка, успевшая созвониться со своей мамой, которая была опытной машинисткой, и уверила, что правильный вариант «пять кочерег» либо «кочерг». В итоге было отправлено письмо с вариантом машинистки.
Забавным оказалось то, что в ответе, данном складом, содержался отказ удовлетворить запрос учреждения в связи с отсутствием «кочережек».
Этот рассказ учит тому, что очень часто боязнь показаться глупым и невежественным вынуждает человека изворачиваться и хитрить вместо того, чтобы обратиться за помощью к компетентным лицам, что в итоге оборачивается против человека и приводит к курьезным ситуациям.