Роман состоит из 8 частей, помимо вступления и заключения. В начале романа описано как в дом диссидента наведываются сотрудники КГБ с обыском и изымают запрещенные рукописи. Далее идет пересказ этой самой рукописи. В тексте очень много содержится грамматически неправильных выражений.
Третья часть романа «Норма» состоит из двух неравнозначных отрывков. Первый отрывок, написан утонченно и описывает сюжет вырождения дворянского гнезда Бунина. Второй рассказывает об ужасах и нюансах антиутопий, пропитанных кошмаром сталинских времен.
Все части данного романа имеют свой сюжет и действующих лиц. Складывается впечатление, что это совершенно несвязанные между собой эпизоды. С первого взгляда может показаться, что не случится ничего страшного если все части романа поменять местами или вовсе убрать несколько из них. Однако нужно просто на просто вникнуть, понять принцип и смысл написания таких разрозненных кусков.
Основой данного принципа являются — нормы социализма, которые люди познают изо дня в день. Только проникнув в суть написанного, становится понятен этот безупречный и функциональный роман, который способен помочь читателю выработать иммунитет против тоталитаризма. Временные рамки включают события, которые описывают 30е – 70е годы. Автор Сорокин пользуется рамочной композицией: сюжет вступления и заключения связан, кажется, что это дополнительная 9-я часть романа: происходит арест самиздатовского писателя Гусева, изымают его неопубликованный роман, читателем которого является подросток, им-то и вынесен окончательный приговор Гусеву.
Владимир Сорокин ваял свой антитоталитарный и экстремальный для тех времен роман, года, затронутые в произведении, пришлись на период обожания социализма, писатель не мог предугадать сколько он продлится. Сорокин написал роман «Норма», чтобы не терпеть ужасы коммунистического режима.
Большинство читателей прочитали произведение через 20 лет после его написания и с лёгкостью констатировали, что эти ужасные времена уже позади. В свою очередь историей представлено огромное количество примеров упадка, и политического деспотизма государства. И если на роман взглянуть с такой точки зрения, то понятно, что суть его содержания будет актуальна во все века, не смотря на то что читать его очень неприятно и больно, однако каждый читатель с рукой на сердце может сказать: «Я смогу сделать все возможное и невозможное, чтобы избежать власти тоталитаризма».
Поколение рожденное и выросшее уже во времена распада великого Советского Союза, которому не довелось испытать кошмар пичканья принципами законов социализма, скорее всего воспримет произведение как литературное представление эпатажной метафоры.
Роман «Норма» — достаточно своеобразное произведение, оправданием которого может выступить лишь безусловная выработка иммунитета, способного спокойно воспринять весь абсурд и подавление личности людей во время тоталитаризма.
Рассказ учит тому, что, живя в то сложное время, нельзя было все свои мысли и переживания излагать в рукописях и выносить в народные массы.