Рассказ «Кривые углы» А. Т. Аверченко написан в развлекательном жанре.
События происходят в усадьбе помещика Плантова, которая называется Кривые углы, отсюда и название произведения.
Сюда из Харьковской гимназии прибывает гимназист, ученик шестого класса, в качестве репетитора для Андрейки, по фамилии Поползухин.
Его дорога была нелегкой. Пришлось ехать восемь верст по железной дороге, семьдесят на лошадях, а потом еще восемь идти пешком с тяжелым чемоданом в руках, потому, что кучер был пьян и уснул.
По прибытию его никто не встретил, а когда Поползухин заходит в дом, он видит старуху, которая тут же прячется; маленького мальчика Андрея, который показал язык и тут же заплакал.
Мальчик заявляет гимназисту о том, что он украл для кучера Афанасия бутылку водки, чтоб тот завез репетитора в лес и бросил. Но оказалось, напрасно. Тут же обещает испачкать костюм чернилами,желает учителю пропасть и называет его «сучим».
Потом, наконец, выходит толстый помещик Плантов в халате и с трубкой. Он тут же предлагает научить Поползухина игре в карты, которая называется кончина.
Женщина говорит, что и среди учителей попадаются иногда хорошие люди, просит у них не резать мертвецов и предлагает ему умыться с дороги.
На другой день Андрейка, как и обещал, залил чернилами пиджак Поползухину, за что стоял в углу и плакал. Рядом сидел Плантов и слушал рассуждения гимназиста о том, как тяжело и долго надо учиться, чтобы знать тригонометрию, алгебру, латинский язык и другие науки.
Помещик, подперев щеку рукой, поинтересовался, умеет ли учитель играть на граммофоне. Выясняется, что граммофон на именины ему в подарок прислал тесть. Но никто не знает, как на нем играть, поэтому он стоит без дела.
Гимназист говорит, что он учился и немного умеет играть, хоть это и очень трудно и соглашается им показать. Он достает граммофон из зеленого сундука под беличьим салопом, завернутый бережно в газеты, устанавливает его и, презрительно усмехнувшись, с важным видом включает его.
Тут же раздается песня «Выйду ль я на реченьку» и все жильцы Кривых углов сходятся на звук.
Так начинаются светлые дни Поползухина. Андрейка его боится до обморока, помещик ходит по пятам, умоляя поиграть на граммофоне, госпожа Плантова подкладывает в тарелку лучшие куски, девка ставит каждый день в вазе свежие цветы, а обувщик натирает сапоги до блеска.
Гимназист ест и пьет пять раз в день, лишь изредка включает граммофон, чтоб порадовать хозяев, совсем не видит Андрейку и спит, сколько душе угодно.
Но сладкая жизнь заканчивается, когда в поместье приезжает студент и раскрывает правду о том, что играть на граммофоне легко и сможет каждый, даже ребенок. Больше никто в доме не превозносит учителя и начинаются его серые будни.
Рассказ учит нас знать свое место и говорить правду, чтоб потом не страдать ото лжи.
Отдельно пересказ Глава 2
Следующий день, послеобеденный период, Поползухин, находясь у себя в комнате, очищал свой пиджак, который был запачкан чернилами. Мальчишка Андрейка находился рядом и был крайне расстроен, меняя эту занятость с испытанием достать при содействии зубов гвоздик находящийся в стене напротив.
Противоположно Поползухину находился с картами помещик Плантов и ждал, момента, когда Поползухин завершит то, чем он занимался в данный момент.
— Учение— вещь весьма не легкая, —высказался Поползухин. — Вам известно понятие тригонометрии?
—Отсутствует!
—10 лет исследовать необходимо её. Алгебру —7 с половиной лет. Латинская речь — десять лет. И даже при это в дальнейшем ничего знать не будешь. Сложно! Ученые 20 тысяч в год зарабатывают.
Плантов подпёр щёку своей конечностью и сконцентрированно выслушал Поползухина.
—Безусловно, население сейчас другое, — заявил некто. — Всё понимают. Вы на патефоне умеете исполнять?
— Каким образом?
— Но таким образом… Отправил мне отец жены на день рожденье из города патефон… Трубка имеется подобная, кружочек. А как на нём исполнять что либо, черт его понимает! Так и стоит без дела.
Поползухин отвел взгляд на Плантова, убрал в сторону жакет и высказался:
— Однако, я на патефоне несколько умею играть. Обучался когда-то. Только лишь трудно, искренне говоря!
— Ну? Исполните? Таким образом похвально!..
Плантов оживился, вспрыгнул и захватил абитуриента за его конечность.
—Идём! Вы нам сыграете. Ну его к черту, ваш жакет! Потом дочистите! Выслушаем, как оно это… Любимая, любимая!.. Беги сюда, бери клубок ниток, учитель на патефоне играть сейчас будет!
Патефон находился в зелёноватом сундучке под беличьим салопом, сложенный в какие-то печатные издания и коленкор.
Поползухин с жестоким, уверенным лицом достал патефон, поставил его, придвинул рупор и махнул рукою.
— Постарайтесь, всевышние, отступить дальше! Андрейка, твоя милость, для чего ты с колен встал? Как жакеты чернилами портить, тут ты мастер на все руки, а как на коленях находиться, так не могу! Всевышние, будьте ласковы отсесть дальше, вы меня нервируете!
— А вы его не сломаете? — встревожено задал вопрос Плантов.— Вещь не из дешевых.
Поползухин посмеялся в ответ.
—Никак не опасайтесь, и не с такими агрегатами дело имели!
Некто всунул в проем иглу, положил пластинку и завёл пружину. Все без исключения были в шоке. С трубы донесся визгливый общечеловеческий визг, вопивший: «Выйду ль я на реченьку».
Тусклый с гордыни и упоенный собственным могуществом, находился Поползухин около патефона а и так же иногда, с равнодушием знающего, смотрящего виды мастера подвертывал винт, регулирующий высоту и частоту звука этого граммофона.
Помещик Плантов подбивал себя по бёдрам, вспрыгивал и, подбегая ко всем, высказывал:
— Ты осознаешь, что это такое? Людный голос из трубки! Андрейка, видал, болван, какого мы тебе отличного учителя нашли? А ты всё по крышам домов бегаешь!.. А ну что-нибудь покажите, всевышний Поползухин!
В дверях столпилась прислуга со странным восхищением и тайным ужасом лицами.
Потом подкралась вчерашняя девушка преклонного возраста. Она взглянула в комнату, увидела учителя, сверкающий рупор, махнула руками и вновь сбежала, делая прыжки, в сад.
В Кривых Углах она была максимально трусливым, ужасным и тупым созданием.
Вывод
Аварченко в данном произведении подмечает то, что люди, которые имеют какие- либо знания имеют значительную власть над теми, кто нет. Рассказ призывает учиться, учиться и еще раз учиться.