В 1857 году Шарль Бодлер опубликовал сборник стихов «Цветы зла». Это была самая скандальная и самая громкая часть его творчества. Первоначально он должен был иметь название «Бездна», однако художник отказался и заменил его более необычным именем, соответствующим формам и мировоззрением, содержащихся в томе. Как и в названии, во всей коллекции автор связывает антиномию, вещи, которые не должны появляться рядом. Цветы (как символ жизни, плодородия, красоты) положительно отмечены, в то время как зло, отрицательно. Во всем томе есть много таких сходств. Поэт объединяет красоту и уродство, доброту и зло, смерть и жизнь, он сочетает в себе подъем с падением. И философия, которая была представлена в работе, и форма стихотворений вызывали эмоции. Художник потряс, вызвал страх, отвращение, используя символы аллегории и сложные метафоры. «Цветы зла» поражают своей темнотой и трагедией человека, пострадавшего от греха.
Том начинается с преданности другому французскому поэту — Теофилу Готье. Автор называет своего друга «совершенным поэтом», «непогрешимым колдуном».
В традициях литературы существует определенная концепция «красоты». Том французского поэта совершенно не показывает той распознанной признанной традиции. Напротив — он представляет собой уродство, которое в некотором смысле также вписано в красоту. Автор хотел шокировать читателя своими знаниями и мыслями, порожденными проницательным наблюдением и увлечением толпой. Он показывает человека, который погружается в грех, разврат и алчность, подчиняется всему плохому в мире. С другой стороны, эти «картины» являются скрытым выражением стремления к добру, идеалу, который позволяет душе соединиться с абсолютом.
Стихи «Цветы зла» — это последовательная реализация целей и задач, которые поэт ставил перед искусством: он допускал множество интерпретаций, употреблял символы, синестезию и аналогию, доказывал, что образы и ощущения составляют единство мира. Его поэзия не преследовала мирские цели.
Картины художников отвратительны, и все же они заставляли нас задуматься о духовном состоянии человека, который Бодлер поставил под сомнение как находящийся в очень плохом состоянии.
«Цветы зла» стали указателем для авторов, желающих уйти от мученичества или людской функции поэзии и искусства. Они устанавливают новые тенденции и восприятия, как мира, так и человека.