Поэтическое произведение начинается с описания заиндевевшей, вымороженной улицы, покрытой льдом. Она насквозь продуваема холодными ветрами, суетна кучей народа.
По мостовой скачет, цокая, лошадь. Внезапно происходит событие, привлекшее всеобщее внимание – лошадь падает на круп, да так, что вся улица переворачивается у нее с ног на голову.
Кони – крупные животные, и их падение зрелищно и по звуку ужасно. Но почему-то вместо испуга и желания хоть чем-то облегчить страдания животного люди восторженно восклицают и сбегаются посмотреть на это, как на цирковое представление.
Эта праздношатающаяся толпа абсолютно бессердечна, поэтому у них не возникает желания помочь. Они смеются, их смех «звякает», неприятен по звучанию. В.Маяковский сравнивает голоса толпы с «воем». Видимо, он намекает, что люди сродни хищникам, как в поговорке «человек человеку волк».
Поэт не поддерживает радости окружающих. Его жизненный путь одиночки сродни доле лошади. Он сопереживает лошади. Он видит слезы в ее глазах, называет их «каплищами».
Автор не просто сочувствует, он находит для нее слова утешения. Он уговаривает лошадь не думать, что она «плоше» других.
А ведь он прав – по какой причине смеющиеся люди считают себя в чем-то лучше, удачливее, правильнее. Он обличает толпу в гордыне и тщеславии. Сообщество жестоко пытается подняться на унижении и падении одиночки.
Далее следует легендарная фраза, ставшая впоследствии фразеологизмом:
…все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
Можно двояко расшифровать смысл изречения. С одной стороны, все мы – трудяги, работники, как лошади. А с другой – идет сравнение с упавшей лошадью человека в ситуации падения, каких-то утрат, неприятностей, просто в трудном положении.
После поддержки и утешения животное нашло в себе силы и встало, снова зацокало по мостовой. Передается настроение лошади, которая «хвостом помахивала». Поэт называет ее «рыжий ребенок».
Оправившись от падения, она будто помолодела. Заканчивает стихотворение автор жизнеутверждающе, что «работать и жить стоило».