Произведение является составной частью сборника рассказов под названием «Как меня спасали», повествующим о приключениях мальчика по имени Алеша Тучков и его друзей Аглае, близнецов Зины и Васи Брыкиных, Антона Дудкина.
Сюжетная линия рассказа разворачивается в момент отъезда родителей Алеши в отпуск, который они решают провести в байдарочном походе, оставив сына под присмотр старой приятельницы тети Сони, женщины, любящей дисциплину и порядок.
Тетя Соня с первого дня начинает заниматься перевоспитанием мальчика, составив обязательный для исполнения график дня, требуя его неукоснительного применения. Через несколько дней такой жизни Леша принимает решение о побеге из дома, при этом предварительно собирая рюкзак с едой и книгой о приключениях Тома Сойера.
Выйдя на улицу, Леша встречается с подругой Аглаей, с которой делится своими планами о том, что ночевать собирается на парковой скамье, а день проводить в прогулках по городу. Девочка собирает всех друзей, и они принимают другое решение в виде поселения Леши в профессорской пустующей квартире, в которой близнецы в отсутствие профессора и его семьи поливают комнатные цветы, имея ключ от двери. При этом друзья собираются объявить тете Соне ультиматум о ее неправильном воспитании ребенка, при согласии с которым женщина должна вывесить в окне белое полотенце.
Однако планы ребят меняются, поскольку папа близнецов Зины и Васи видит их выходящими из чужой квартиры с друзьями, поэтому забирает у них ключ, а Алеша остается закрытым в профессорском доме.
В это время тетя Соня соглашается изменить свое отношение к воспитательным методам, а в квартиру неожиданно возвращается профессор, очень удивившийся присутствию незнакомого мальчика в собственном доме.
Выслушав причины появления Алеши в квартире, профессор не сердится, а вручает близнецам Зине и Васе за полив его цветов шоколадки, а Алешу отправляет домой, где мальчик долго беседует с тетей Соней, решая вопросы их дальнейшего совместного проживания в отсутствии родителей, а затем придя к общему мнению о сохранении в тайне всего случившегося.
Смысл рассказа заключается в проявлении дружбы, взаимовыручки, понимания, самоотверженности, честности, а также выборе правильных воспитательных методов.