В «Повести о Сонечке» нет какого-то последовательного сюжета. В ней Марина Цветаева вспоминает события московского периода своей жизни, который пришелся на 1919 – 1920 годы. Многие лишения достались на долю Марины: она в Москве одна с двумя маленькими дочерьми, которые жестоко страдают от голода. Муж – белогвардейский офицер, от которого давно нет известий. Марина не пытается скрыть этот факт, демонстративно противопоставляя себя существующей власти.
Но, несмотря на голод и трудности, молодость берет свое. Наступает эпоха великих перемен. Цветаева находит близких себе по духу молодых людей, таких же нищих романтиков. Это – актеры студии Вахтангова. Их умы будоражат Французская революция, мистика, средневековье.
В один из дней Марина в студии знакомится с Сонечкой Голлидей, которая восторгается Цветаевой, ее творчеством. Эта миниатюрная женщина-дитя становится подругой и наперсницей Цветаевой.
Сонечка инфантильна и непредсказуема. То на нее нападает безудержное веселье, то черная хандра. Она кокетлива и капризна. В Сонечке уживаются самовлюбленность и сентиментальность, порывистость и мудрость. В любви она несчастлива, а в быту невыносима
Большую роль в своей повести автор отводит восьмилетней дочери Але – незаурядному ребенку, сочиняющему сказки и стихи, ставшей лучшим другом матери.
А пятилетняя Ирина умирает от голода в приюте. Цветаеву гложет вина – не уберегла.
Среди персонажей повести мы видим Павла Антокольского, известного московского поэта того времени, щеголя и «человека успеха» Юрия Завадского.
Эта повесть о молодых, одаренных, но преждевременных людях. Они осознают свою несвоевременность. Но пишут стихи, играют в спектаклях, влюбляются, поддерживают друг друга.
Эта книга учит тому, что стоит полноценно жить, творить, любить, невзирая на то, какое время тебе досталось. Другого не будет.