Один раз в два или три года семья бабушки собиралась, чтобы отметить ее день рождения. Это происходило летом, в августе после Ильина дня и сенокоса. Бабушка готовилась к празднику, начиная с осени. В семье экономили деньги, делали запасы. Все это копилось целый год.
Накануне предстоящего дня рождения бабушка нервничала, убиралась в доме, на всех ворчала. К ней должны были приехать родственники из четырех поколений, у них были разные фамилии – Фокины, Потылицыны, Шахматовы и Верехтины. В момент таких праздников не обходилось без драк, без песен и плясок, а также без слез.
Гости стали потихоньку собираться, даже приехала родственница с младенцем. Когда столы были накрыты всеми вкусностями, которые были в любой сибирской семье – студнем, разносолами, вареньями, другими блюдами, гости ждали ритуала. А ритуалом было – ввести бабушку в дом под руки, это делали ее сыновья. Потом они усаживали ее на почетное место, начинали говорить красивые речи.
У бабушки был брат Митрий, который считался пьющим. Его не уважали в деревне, а бабушка пригласила его на день рожденье, дала одежду деда. Митрий был рад этому и не выпил ни одной рюмки и не ел.
На празднике все веселились, начали петь песни под гармошку. Бабушка заводила песню стоя, остальные подхватывали. Когда она пела, то казалось, что все дети подняли ее на руки и несут. Митрич, закрываясь рукавом, плакал от такого пения. Бабушка тоже плакала, но песню слезами не портила, они текли по ее щекам.
После пения начались пляски под «Боярыню», гармонист Михаил от души играл на гармошке. Потом пляски снова сменились пением. Все гуляли и веселились. Вдруг, незаметно для всех Митрий взял со стола чей-то стакан и выпил, потом еще несколько. Бабушка утащила его спать в кладовку и замкнула под замок.
Постепенно гости устали и стали стихать. Потом все закончилось, гостей стали отправлять домой, а кто-то остался у бабушки и их начали укладывать спать. Бабушка убирала со стола, вымыла всю посуду, только потом тоже легла отдыхать.
На другой день все начали разъезжаться по домам, прощались. В деревне еще несколько дней были отголоски от бабушкиного дня рождения, многие опохмелялись. Только в доме у бабушки было опустошение. Это был ее последний день рождения, когда все собирались вместе. Через некоторое время ее брат Митрий умер, а оградка стала пополняться родственниками.