Жил на свете царь Дадон. Пока был молод, воевал отважно, враги его боялись. А как состарился, силы уже не те. Прочуяли это враги, да стали к царству подступать. Только отобьет войско Дадона одну сторону, так неприятель уже с другой подступает. Совсем измаялся царь, не поспевает все границы защитить.
Однажды пожаловал в государство старый мудрец. Он вручил Дадону необычного петушка, который будет извещать царя об опасности. Взамен попросил старец исполнить его желание. Государь согласился, желание мудрец оставил не потом.
С петушком жизнь наладилась. Как только враг подходил к царству, волшебная птица заливалась громким кукареканьем. Дадон всегда знал об надвигающейся опасности. Враги опять стали бояться царя, а он и рад. Так было до поры до времени, вдруг через некоторое время петушок залился истошным криком. Царь направил в ту сторону войско во главе со своим сыном.
Ушли воины и пропали, а петух опять кричит. Послал Дадон еще войско с сыном, они пропали так же, как и первое. Поехал на войну сам Дадон, увидел там разбитые свои войска, поверженных сынов, а еще шатер. Там была красавица Шамаханская девица. Дадон забрал ее к себе.
В то время опять объявился старец, он просил исполнить его желание, отдать прекрасную девушку. Дадон отказал мудрецу и лишил его жизни. С крыши слетел петушок и клюнул царя в темечко, тот сразу и погиб. А Шамаханская девица исчезла.
Эта сказка учит держать свои обещания.
Подробный пересказ Сказки о золотом петушке
Жил-был царь по имени Дадон. В молодые свои годы вел он множество войн, и его соседи боялись и уважали государя. Но пришло время, Дадон состарился и не мог уже воевать. Вот тут-то правители пограничных государств и осмелели. Сложно стало некогда грозному царю, только отстоят его войска одну границу, как с другой уже собирается другая армия.
И пришел к нему как-то один мудрец. Достав из мешка петуха золотого, он велел Дадону посадить ту птицу на самый высокий шпиль. И пообещал, что отныне этот петушок будет всегда предупреждать царя о готовящихся на его царство нападениях. Обрадованный государь, посулил мудрецу исполнить любое его пожелание.
С той поры так и пошло. Чуть только соберется чужая армия напасть на государство Дадона, петушок поднимает шум и царское войско встречает неприятеля во всеоружии. Не застать их теперь врасплох! Поняли соседи, что и в старости царь Дадон небеззащитен, себе дороже нападать на него, да и успокоились. Тишь да гладь теперь в царстве.
Уже много времени прошло в мире, как вдруг петушок, развернувшись в восточную сторону, закричал-затревожился. Собрался с войском старший царский сын и пошел отстаивать границу. Прошло 8 дней, а от него — ни слуху ни духу. А петушок вновь кричит-беспокоится. Собрался младший царевич на подмогу. Да и он пропал — никаких вестей от обоих. И снова петушок кричит. Делать нечего, собрал рать сам царь Дадон и поехал к восточной границе.
Вот приходит он в горы и видит разбитые войска своих сыновей, а невдалеке стоит шатер. А внутри лежат царевичи, пронзив друг друга мечами. Ох, какое горе охватило государя! Рыдает он над своими детьми, плачут все, кто это видит…
Но тут откидывается полог и в шатре появляется дева невиданной красоты — царица Шамаханская. Пораженный царь за ней пошел и пировал 7 дней, забыв и о погибших сыновьях, и обо всем на свете.
Вот ведь, седина в бороду — бес в ребро! Задумал старый царь на той деве жениться. И везет свою невесту во дворец. Въезжают они в столицу и встречает их у ворот толпа народа. И мудрец давешний тоже там. Вот подходит он к царю и просит Дадона выполнить обещание. А тот что, царское слово крепко, готов исполнить. Вот только попросил мудрец себе невесту царскую. А разве ж Дадон ее отдаст! Разгневал только чародей царя-батюшку. Тот и стукнул просителя своего посохом по темечку. Да много ль мудрецу- старинушке надо? Мертвый и упал. Народ ахнул, а девица царская хихикает. Тут петушок со шпиля своего слетел и царя клюнул. Тоже в темя. Помер и царь на месте. А царица Шамаханская у людей на глазах исчезла!
Сказка ложь, но урок в ней крепкий. Слово свое держать надо! И за добро добром платить, а не руки распускать. Да дерево по себе рубить!