В 1951 году советский детский писатель Николай Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». За данное литературное произведение Носов был награжден Сталинской премией. Повесть посвящена подросткам младшего школьного возраста. Как и во многих других произведениях Носова, главная тема — дружба. Писатель обращает внимание читателей на то, как обыкновенный мальчишка – Витя Малеев, очень быстро обзаводится школьными друзьями.
Начало действия повести совпадает с началом учебного года. Главный герой продолжает учебу в четвертом классе. Особыми знаниями по арифметике Витя не блещет, а после каникул даже не может вспомнить, как считать по таблице умножения. Учительница считает его мальчиком способным, но лень мешает ему хорошо учиться.
Вите стыдно и он твердо решает поправить ситуацию. Но игра в футбол во дворе с друзьями побеждают это решение. Садясь делать домашнее задание, мальчишка быстренько делает лёгкие уроки. До арифметики дело не доходит из-за отсутствия сил.
Вскоре, в Витином классе появляется новенький – Шишкин Константин. У ребят очень быстро начинаются дружеские отношения. Костя тоже учится не очень хорошо, частенько списывает домашние задания, но у него есть увлечение – это животные.
Учатся друзья плохо. За это их отчитывают на собрании. Витя решает изменить ситуации, чтобы улучшить успеваемость, но лень опять побеждает.
Так может быть продолжалось и дальше, если бы в один из непогожих дней Витя навещает одноклассника и просит помочь ему с арифметикой. Одноклассник хорошо играет в шахматы. Шахматная партия начинается и Вите удается обыграть приятеля. Но все равно быстро освоить знания арифметики у него не получается.
Витю и Костю из плохих отметок не допускают к участию к конкурсу самодеятельности. Зато они активно участвуют в помощи Витиной сестре и делают декорации для конкурса. И опять наш герой никак не вытянет арифметику. На этот раз мешают шахматы и подготовка сестры к конкурсу. В четверти у него двойка.
Вите стыдно. С помощью одноклассника немножко ситуация улучшается и даже у Виктора получается решить арифметическую задачу младшей сестры. Это успех. Из учебника сестры Витя решает все задачи. Это дает ему возможность подтянуться по этому предмету.
А вот Костя совсем плохо стал учиться. Он даже притворяется заболевшим, чтобы не идти на контрольную. Мать Кости грозит выгнать из дома все его любимцев. В доме остается только пес Лобзик. Костя же думает стать циркачом, потом ему хочется быть акробатом. Витя старается помочь другу, и каждый день занимается с ним уроками. Вскрывается обман с Костиной болезнью. Друзей вызывает директор школы. Видя, что Витя уже хорошо начал учиться, директор предлагает подтянуть Костю и наверстать упущенное.
Еще директор школы посоветовал ребятам выступить с дрессированным Лобзиком на вечере, посвященному новому году. У Кости получается нагнать отставание по учебе. Выступление с Лобзиком тоже проходит отлично.
Друзья хорошо учатся и в следующий класс переходят с отличными оценками.