Лесков дает реальную картину существования помещиков. Эти истории смачно сдобрены народными фантазиями, переросшими в легенды и нарастившие изрядный шлейф простонародностях.
Злой персонаж русских сказок. Так горожанина Селивана людская молва переиначила в настоящего колдуна, и матерого разбойника хотя он спас владельца постоялого двора от перевернувшейся телеги. Таким образом он получил известность жуткого пугала для местных жителей и только неожиданный эпизод его жизни раскрыл крестьянству всю широту и доброту души спасителя хозяина трактира.
Тетка автора однажды остановилась на постоялом дворе Селивана, вынуждена была уехать из скромной обители и, добравшись до имения, обнаружила пропажу шкатулки с деньгами и обвинения падают на хозяина гостиницы. Вызывается полиция, которая намерена арестовать подозреваемого, но он сам выходит с забытым ларцом и возвращает имущество обладателям капитала.
Подозрительность и наветы тают на глазах и отмывают репутацию мещанина.
Суть этой повести в том, что недоверие рождает неверие и зло способно создать только злобу. А вера в господа и учение, изложенное в евангелии, сеет только добро и очищает человеческие мысли и чувства. Слово господне по идее писателя оказывает на открытую сущность мирян. Единственное что может принести благость в затвердевшее сознание обычных жителей сел и городов и вернуть из лоно христианских ценностей и божьей благодати — это соблюдение заповедей изложенных религиозных учениях, посвященных доброте и справедливости. Только они смогут возвратить рациональность в мир.
Свет православного учения проникает благодатью и, основываясь на евангелическом учении о всепрощении, сулит благость тем, кто исповедует слово божье и не винит невиновного. Ибо слова пастыря воспитывают в человеке непротивление злу и возможность сеять радость в умах праведников. В этом случае царствие небесное близко.